Москва. 21 ноября. — «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК), учредившая в августе авиакомпанию-оператора беспилотников ООО «БАС», с 2023 года может начать закупку для нее грузовых дронов российского производства, сообщил гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих.
По его словам, речь идет о грузовых эвакуационных дронах производства компании «Транспорт будущего». Их вес превышает 500 кг, грузоподъемность — до 200 кг.
«С «Транспортом будущего» обсуждаем закупку дронов с 2023 года. В наших планах было приобрести на первом этапе шесть машин такого класса, но договорились, что для начала возьмем часть в тестовую эксплуатацию, испытаем их в суровых условиях севера», — заявил Дитрих журналистам в кулуарах форума «Транспортная неделя — 2022».
Задача БАС на данном этапе — стать «технологическим полигоном для тестирования современных разработок, оценки их коммерческой эффективности и дальнейшей покупки», отметил глава ГТЛК.
По данным ЕГРЮЛ, ООО «Транспорт будущего» подконтрольно ООО «ЭФКО Продукты питания» — головной компании агропромышленной группы «ЭФКО». В конце прошлого года пресс-служба «ЭФКО» сообщала о планах акционеров группы (Сергей Иванов, Валерий Кустов, Евгений Ляшенко и Владислав Романцев) инвестировать в производство беспилотников для перевозки людей и грузов, а также организации сервиса аэротакси. На первом этапе инвестиции в проект превысили 1 млрд руб.
Китайские дроны
По словам Дитриха, параллельно ГТЛК ведет поиск беспилотников других классов, которые могут применяться «как для перевозки грузов, так и для сельскохозяйственных работ, мониторинга, в качестве ретрансляторов сигнала».
«Мы берем сейчас на пробу и некоторые китайские беспилотники. Для нас очень важно, чтобы вопросы, связанные с работой электроники, были правильно решены. Как правило, начинку мы поручаем доработать или заменить нашим отечественным компаниям. Ну и вместе с каждой машиной поставщик дает нам план по локализации производства в России», — сообщил Дитрих.
Такие планы, по его словам, «обычно рассчитаны на год-два».
«Мы считаем, что это может серьезно усилить позиции нашей страны по производству отдельных компонентов, которые в дальнейшем можно будет использовать в российских разработках», — сказал глава ГТЛК.
Беспилотная авиакомпания
Меморандум о создании БАС был подписан ГТЛК и фондом поддержки проектов «Национальная технологическая инициатива» в ходе ПМЭФ-2022. Декларировалось, что в будущем СП будет оказывать услуги по аэрофотосъемке, мониторингу объектов и перевозке грузов. В августе общество было зарегистрировано.
Со ссылкой на презентацию ГТЛК сообщалось, что в этом году БАС начнет работать в пилотном режиме, в ее парке будет шесть дронов. В 2023 году парк должен вырасти до 20 летательных аппаратов. В 2024 году компания планирует выйти на коммерческий этап, к этому времени у нее будет 50 дронов. В 2025 году парк будет увеличен до 100, в 2026 — до 200 и в 2027 — до 400 единиц.
В сентябре Дитрих сообщал, что ГТЛК заключила ряд предварительных соглашений с отечественными производителями грузовых дронов. Однако, учитывая отсутствие серийного производства в России, их стоимость «достаточно высока и может достигать свыше 100 млн рублей», сетовал он. При наращивании выпуска на базе российских комплектующих цена может снизиться в 3-5 раз, отмечал глава ГТЛК. Он также заявлял о проработке вопроса создания программы льготного лизинга дронов с государственным финансированием.