Москва. 26 апреля. — Законопроект о внешнем управлении на предприятиях, иностранные собственники которых сворачивают бизнес в России, требуется уточнить в части применения к банкам, страховщикам и негосударственным пенсионным фондам (НПФ), считает комитет Госдумы по финансовому рынку.
Об этом говорится в заключении комитета на законопроект №104796-8, который в палату в начале апреля внесла группа депутатов-единороссов. В нем говорится о перехвате контроля над российскими подразделениями иностранных структур, прекративших или приостановивших свою деятельность после 24 февраля.
Проект допускает по решению суда введение внешней администрации или передачу активов «недружественных» иностранцев в доверительное управление в компаниях, которые после 24 февраля 2022 года «в отсутствие для этого очевидных экономических оснований» заявили о прекращении деятельности в России. Обязательное условие — «недружественным» иностранцам принадлежит не менее 25% компании. Продажа бизнеса с торгов тоже возможна, но только с подачи внешней администрации, функции которой будет выполнять госкорпорация «ВЭБ.РФ» или иная структура. Перед торгами на базе прежней компании будет создана новая и продана заинтересованному инвестору, либо в отсутствие такового — государству по минимальной цене, говорится в документе.
Предложенные правила должны применяться к кредитным, страховым организациям и НПФ в усеченном виде и только в случае их ликвидации, банкротства (в рамках конкурсного производства). По проекту суд по ходатайству Банка России сможет распорядиться создать на базе таких структур новые и реализовывать их с торгов. Других вариантов, например, с введением внешней администрации проект для них не предусматривает.
И это вызывает вопросы у комитета Госдумы по финрынку, который обращает внимание, что по проекту решение о реорганизации «старой» организации принимает внешняя администрация, к ее же полномочиям отнесены и организация торгов, ей же отдано право преимущественной покупки. В связи с этим комитет указывает, что «требует уточнения порядок применения судом по ходатайству Банка России положений проектируемых статей» о реорганизации и продаже компании.
Кроме того, комитет пишет, что «из представленной формулировки неясно, к каким кредитным, страховым организациям, НПФ» могут применяться разрабатываемые правила: ко всем или только соответствующим критериям о существенном значении для обеспечения стабильности экономики и защиты прав граждан и наличия 25-процентной доли у лица из «недружественной» страны.
Помимо этого, комитет озвучивает несколько общих замечаний к документу. Он предлагает включить в него нормы, регулирующие процедуры мониторинга и контроля за ключевыми показателями эффективности (KPI) внешней администрации, «а также предусмотреть условия, соблюдение которых позволит избежать рисков использования внешним управляющим административного ресурса, ведущего к ограничению конкуренции в соответствующей отрасли экономики». Какие именно это могут быть условия, комитет в своем заключении не конкретизирует.
Еще одна из рекомендаций комитета — указать ко второму чтению в законопроекте требования к лицам, которые смогут осуществлять оценку имущества организации. Внесенная редакция никаких требований к ним не оговаривает.